almadorus (almadorus) wrote,
almadorus
almadorus

Categories:

"Здесь ли дают антихристовы печати? Я буду за вами!". Диалоги о дактилоскопии (часть 1)

Итак, дамы и господа, хотелось бы отметить в жж начало интересного периода в моей реальной жизни – периода взаимодействия с органами охраны правопорядка, или говоря по-простому – с милицией.

Следует отметить, что согласно одной известной поговорке от сумы да от тюрьмы зарекаться не стоит. И хотя дело совсем не так плохо, чтобы шла речь о помещении под стражу, тем не менее, последние несколько дней моей жизни прошли под ощущением, что органы вот-вот до меня доберутся.

В чем же собственно проблема и кого я успел ограбить или ненароком прихлопнуть? Увы и ах, речь идет о сдаче отпечатков или говоря по-мудреному о «процедуре прохождения обязательной дактилоскопической регистрации». В общем-то, ранее этой процедуре должен был подвергаться достаточно ограниченный круг лиц – например граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел или призванные к несению строевой службы в рядах вооруженных сил. Однако где-то в январе 2010 года руководством страны было принято решение включить в эту узкую группу лиц всех военнообязанных. А военнообязанные – это практически все взрослое мужское население страны.

Вот так и началась кампания по «откатыванию пальцев». Следует отметить, что ранее эта процедура для военнообязанных была добровольной и тем не менее органами правопорядка неоднократно предпринимались попытки разослать повестки с приглашением на дактилоскопию, в которых в обход всех законов содержались угрозы за последствия неявки. Естественно, после внесения в закон об обязательной дактилоскопической регистрации (ОДР) расширительной поправки о военнообязанных повестки стали присылаться в больших количествах.

Да ладно бы повестки. За последний год было немало случаев, когда сотрудники милиции являлись на дом к гражданам с предложением провести процедуру ОДР. Прямо на дому! Представляете какой сервис – милиция приезжает к вам домой, дабы снять отпечатки пальцев!

До недавнего времени эта проблема меня как-то не сильно беспокоила – повестки я фактически не получал, в гости ко мне никто не приходил. Однако в прошлый понедельник, когда я в районе полдевятого вечера сидел на работе, вдруг позвонила мама. В трубке я услышал совсем не мамин голос, но чей-то мужской, представляющийся сотрудником милиции. Я уж было испугался, что что-то случилось с мамой, но оказалось сотрудник звонит, дабы поинтересоваться, когда я смогу пройти ОДР.

Вы спросите – да собственно, что тут такого, сдал бы свои отпечатки и забыл. С одной стороны – действительно, ну что тут такого – пусть твои руки вымажут типографской краской (не пальцы, а всю ладонь) прижмут к какой-то бумаге, занесут в базу данных и потом, коли, что случится в стране, пусть ищут среди вероятных преступников и тебя родимого. Опять-таки, презумпция невиновности, вопрос сохранности личных данных, религиозные убеждения – разве они относятся к вопросу об ОДР?

Начнем с простого. Государство не уверенно в своих гражданах. Оно сомневается в том, что они смогут удержаться от совершения преступлений и потому предпочитает собрать базу данных будущих преступников. (Учитывая уровень доверия народа к органам исполнительной власти, их подозрения видимо небеспочвенны). Гарантии того, что твои отпечатки пальцев, в случае необходимости, не окажутся на месте совершения какого-нибудь плохо-раскрываемого преступления, тоже нет.

Ну и последнее и самое сложное – религиозные убеждения.

Вопросы религиозных убеждений и ОДР, казалось бы, не пересекаются. Впрочем, есть ли в жизни вообще такие вещи, которые бы не пересекались с религией. Какое-то время тому назад я с насмешкой относился к людям отказывающимся принять паспорта с личным номером. Даже статью как-то написал обличительную на эту тему – мол, если уж Великая Патриархия града Москвы не видит ничего плохого в принятии личного номера, то, что могут на это возразить «народ проклятый, невежда в законе». Вместе с тем расширенное заседание Синодальной Богословской комиссии в 2001 году хотя и не признало факт принятия номера отречением от Христа и принятием печати антихриста, тем не менее, отметило следующее:

«Процессы глобализации, порожденные растущей взаимозависимостью государств и народов, могут быть использованы злой волей для порабощения людей и человеческих сообществ. Так, нельзя отрицать опасность использования различных технологий для установления системы тотального контроля, для нарушения тайны личной жизни и для давления на религиозный и мировоззренческий выбор личности». Материалы расширенного заседания Синодальной Богословской комиссии, 2001 год.

А в Основах социальной концепции мы читаем: «Признавая неизбежность и естественность процессов глобализации, во многом способствующих общению людей, распространению информации, эффективной производственно-предпринимательской деятельности, Церковь в то же время обращает внимание на внутреннюю противоречивость этих процессов и связанные с ними опасности». Основы социальной концепции (16,3).

Чтение книги протодиакона Андрея Кураева «Сегодня ли дают "печать антихриста"» также привносит ощущение какой-то расплывчатости. Ситуация получается такая – вроде бы ничего такого и нет в этих всех цифрах и номерах, и в тоже время все эти цифры и номера потенциально могут являться программой предуготовления царства антихриста. А могут и не являться…

Архиерейский собор 2000 года добавляет следующее «Собор полагает полезным через диалог с государственной властью добиваться установления максимального общественного контроля за сбором компьютерной информации о гражданах и вообще за процессами, могущими привести к нарушению тайны частной жизни, свободы вероисповедания и передвижения. В то же время, учитывая благожелательную позицию светских властей России, отменивших по просьбе Священноначалия процедуру обязательной подачи заявления о присвоении индивидуального налогового номера, Собор счел данную просьбу удовлетворенной». При этом, далее есть выдержка из письма Владыки Евлогия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, клиру Владимирской епархии:

«1. Вопрос и дело уплаты налогов целиком надо отнести к области гражданской и политической. <…>
4. На сегодня вопрос принятия ИНН не является вопросом вероисповедальным, а лишь формой исполнения гражданского долга.
5. Механически, обманным путем невозможно лишить веры христианина, охраняемого свыше.
6. Считать разрастающийся страх перед цифрами, совпадающими будто с апокалипсическими, излишним и чуждым православному человеку. Согласно учения Церкви, должно более бояться Бога, чем внешних предписаний, регулирующих нашу земную жизнь».
Из Послания Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года. Выделение жирным – мое.

Получается, что ничего плохого нет во всех этих номерах. Но в тоже время Синод все-таки обращался к правительству, с просьбой отменить обязательность их введения. Возможно, такое решение было принято из сострадания к неразумному народу, суетно верующему в магию чисел?

Вопрос то ведь не в цифрах и не отпечатках как таковых. Не нужно лишней мистики и поисков во всем зашифрованного числа 666. Здесь ситуация простая – отказался ты от простого паспорта к примеру, значит ограничил круг свой деятельности. К чему ведет вся эта деятельность по унификации, введению личных кодов и номеров, снятию отпечатков? К введению новых так называемых биометрических паспортов. Откажешься от такого – еще более сузишь свои возможности.

А что там, дальше? Нужно быть слепым, чтобы не видеть тенденцию. Вокруг нас постоянно создаются устройства, способные выполнять все большее количество функций. Ученые стремятся к тому, чтобы создавать «мультитулы» (multitool – ярким представителем такого рода предметов являются, к примеру, многофункциональные ножи Victorinox и Wenger). В отношении информации мы видим ту же тенденцию – правительству гораздо удобнее иметь под рукой не отдельные документы, но базу данных. Мне, как инженеру-математику-программисту, тоже часто приходится раздражаться от того, сколько есть вокруг несистематизированной информации обо мне самом. Тут нужна медицинская карта, а там военный билет, там паспорт, а здесь копия диплома. Насколько все-таки удобнее было бы иметь какую-нибудь флешку, пластиковую карточку, а еще лучше чип вживленный под кожу (чтобы не волноваться на тему: «а не оставил ли я дома карточку, флешку и т.д.»). Приходишь ты в любое официальное учреждение, подставил руку, там все просканировалось, ввел свой запрос и получил результат. И никаких тебе собираний бумаг и хождений по кабинетам. А еще лучше – сделал все это дома, через Интернет.

Вроде бы неплохая картинка нарисовалась? Но, увы их, братцы кролики и сестрички зайчишки, за все надо платить. Тем более за всякие универсальные системы. Осуществление тотального контроля в обществе, в котором у каждого человека есть при себе база данных с возможностью удаленного доступа, становится простейшим занятием. А тут уже и до контроля над мыслями недалеко. И мир описанный стариной Оруэллом в книге «1984» перестаем быть какой-то далекой страшной сказкой.

Конечно, до той поры пока пришедший антихрист не воспользуется тоталитарной системой контроля, христианам ничего не грозит. Но когда он дорвется до нее… Ведь смотрите что получается – не будет у тебя такой флешки, карточки, чипа и ты действительно не сможешь покупать, продавать, водить детей в детский сад, лечиться в больнице и т.д. и т.п. В этом свете возникает уж очень большое искушение трактовать слова откровения Иоанна Богослова в буквальном смысле:

«И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, 17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его». Откр.13:16-17

Позиция Церкви в этих вопросах в принципе понятна – главная задача, несмотря ни на что, не идти на открытую конфронтацию с властью. Какой бы не была эта власть – опыт декларации митрополита Сергия 1927 года показывает, что ради идеи «спасения Церкви» допустимы любые компромиссы. Церковь так и не смогла стать тем голосом, который бы озвучивал нелицеприятные истины власть прилежащим. Куда удобнее сотрудничать и подписывать соглашения, закрывая глаза на определенные вещи.

Вместе с тем конфронтация мирянина или священнослужителя с церковной властью – это путь за церковную ограду. Таким образом, борясь за свои религиозные убеждения человек, рискует оказаться по факту вне религии.

Да в одной близко знакомой мне епархии отношение к той же дактилоскопии неоднозначное. Мне удалось поднять эту тему во время бесед с руководством, было даже составлено какое-то обращение к руководству комитета по делам религий и национальностей, но все это проводилось под шепот «как бы чего не вышло и чтобы никто об этом не узнал». Как ни странно мне понятна такая позиция – мне тоже хотелось бы и выступить борцом за истину и ничего не потерять… А ведь каждому, каждому из нас есть что терять!

А завтра мне нужно явиться в районный отдел внутренних дел и сдать отпечатки пальцев. Я уже неделю изучаю законодательную базу и понимаю, что в рамках норм права отвертеться от ОДР можно. Но будут ли сотрудники действовать в рамках этого самого права? Ведь последний год нам ярко показал, что рамки права для силовых структур понятие очень гибкое.

Готов ли я бороться за свои убеждения? Да и право, есть ли они у меня? И на что я готов пойти в связи с этими самыми убеждениями? Что-то подсказывает, что на совсем, совсем-совсем немногое…

И в завершение красивая и пафосная цитата как раз по теме:
«Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть». Откр.13: 18

p.s. Уже закончив этот длинный опус, нашел еще немного информации по теме, подтверждающей, что все не так уж плохо в патриархии и есть правильные тенденции:

«Методы сбора и обработки информации о людях не должны принижать человеческого достоинство, ограничивать свободу и превращать человека из субъекта общественных отношений в объект машинного управления» Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека, 2008 год

45. В связи с поступлением многочисленных обращений верующих Собор считает необходимым проведение переговоров с органами государственной власти с целью обеспечения добровольности в отношении использования электронных средств идентификации граждан, в том числе универсальных электронных карт. Люди, не принимающие их, не должны подвергаться дискриминации, в том числе при получении медицинской помощи и социальных благ. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»

Интересные ссылки по теме:
Несколько слов о дактилоскопии и правовой защищенности верующего человека. Статья протоиерея Игоря Прилепского, оштрафованного за отказ от дактилоскопии
http://churchby.info/bel/720/

Неофициальный портал обязательной дактилоскопической регистрации в Беларуси
http://www.odr.by/
Tags: ОДР, дактилоскопия, политика, православие, размышлизмы, религиозное, ужасы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments