almadorus (almadorus) wrote,
almadorus
almadorus

Categories:

Эрнест Беккер "Отрицание смерти". Введение. Часть 3

Очередной кусочек перевода. Выкладываю небольшими частями, чтобы не утомлять читателей, опять-таки я и сам не очень быстро перевожу.

Третья нить. Поскольку ужас смерти настолько ошеломляет - мы скрываем его в бессознательном. «Живительная ложь выдуманного персонажа» - это первая линия защиты, которая защищает нас от болезненного осознания нашей беспомощности. Каждый ребенок черпает силу у взрослых и создает личность, интроецируя качества богоподобного существа. Если я буду похож на своего всемогущего отца, то я не умру.

До тех пор, пока мы остаемся послушными защитным механизмам нашей личности, тому, что Вильгельм Рейх назвал «броней персонажа», мы чувствуем себя в безопасности и можем притворяться, что мир управляем. Но цена, которую мы платим за это высока. Мы подавляем наши тела, чтобы приобрести душу, которую время не может уничтожить; мы жертвуем удовольствием, для того, чтобы купить бессмертие; мы инкапсулируем себя, чтобы избежать смерти. И жизнь ускользает от нас, когда мы садимся в защищенную крепость выдуманного персонажа.

Общество предоставляет вторую линию защиты от нашего естественного бессилия, создавая систему героев, которая позволяет нам поверить, что мы превосходим смерть, участвуя в чем-то долговременном. Мы достигаем суррогата бессмертия, жертвуя собой для завоевания империи, строительства храма, написания книги, создания семьи, накопления целого состояния, дальнейшего прогресса и процветания, создания информационного общества и глобального свободного рынка.

Поскольку главная задача человеческой жизни - сделать ее героической и преодолеть смерть, каждая культура должна предоставить ее членам сложный символ, который завуалировано, является религиозным. Это означает, что идеологические конфликты между различными культурами, по сути, являются битвами между проектами бессмертия – священными войнами.

Одним из долгосрочных вкладов Беккера в социальную психологию является понимание того, что корпорации и нации могут быть движимы бессознательными мотивами, фактически не связанными с их заявленными целями. Убийство в бизнесе или на поле боя часто зачастую связано не столько с экономической потребностью или политической реалией, сколько с необходимостью убедиться, что мы достигаем чего-то долговременного и стоящего. Рассмотрим, например, недавнюю войну во Вьетнаме, в которой Соединенные Штаты управлялись не каким-либо реалистичным экономическим или политическим интересом, а поглощающей необходимостью побеждать "атеистический коммунизм".

Четвертая нить. Наши героические проекты, направленные на уничтожение зла, имеют парадоксальный эффект, принося в мир еще больше зла. Человеческие конфликты - это борьба за жизнь и смерть - мои боги против ваших богов, мой проект смертности против вашего проекта бессмертия. Корень порождаемого человеком зла - не в животной природе человека, не в территориальной агрессии или врожденном эгоизме, он в нашей потребности в самооценке, отрицании нашей смертности и необходимости построении героического образа самого себя. Наша мечта о лучшем порождает худшее. Мы хотим очистить мир, сделать его идеальным, сохранить его в безопасности для демократии или коммунизма, очистить его от врагов бога, устранить зло, создать алебастровый город, неомраченный человеческими слезами, или тысячелетний рейх.

Tags: the denial of death, Отрицание смерти, Эрнест Беккер, перевод
Subscribe

Posts from This Journal “the denial of death” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments