almadorus (almadorus) wrote,
almadorus
almadorus

Categories:

Эрнест Беккер "Отрицание смерти". Введение. Часть 4

В данной части читателей ожидает ужасающая правда о том, что на самом деле это был перевод вводной статьи Сэма Кина перед началом предисловия собственно самого Беккера. Так что впереди еще долгий путь!

Вероятно, величайшим достижением Беккера стало создание науки о зле. Он дал нам новый способ понять, как мы создаем излишнее зло – войну, этническую чистку, геноцид. С начала времен, люди имели дело с тем, что Карл Юнг называл темной стороной - чувством неполноценности, ненависти к себе, вины, враждебности, при этом проецируя все это на врага. Беккеру было кристально ясно, что война является социальным ритуалом для очищения мира, в котором противнику назначена роль быть грязным, опасным и атеистическим. Дахау, Кейптаун и Ми Лай, Босния, Руанда, являются мрачным свидетельством универсальной потребности в козле отпущения - еврее, ниггере, грязном коммунисте, мусульманине, тутси. Война – смертельная церемония обмена дарами, во время которой мы жертвуем нашими бравыми парнями, чтобы уничтожить трусливых врагов праведности. И чем больше крови, тем лучше, потому что чем больше тел мы возлагаем, тем больше жертва для нашего священного дела в рамках божественного плана.

Радикальное заключение Беккера о том, что наши альтруистические мотивы превращают мир в гробницу (наше стремление слиться с чем-то большим и целостным, посвятить жизнь более высокому служению каким-то космическим силам) представляет собой тревожный и в то же время революционный вопрос для каждого человека и нации. Какую стоимость мы платим за уверенность в том, что мы герои? Несомненно, одна из причин, по которой Беккер никогда не находил массовую аудиторию, заключается в том, что он насмехается над тем, как легко мы проливаем кровь, чтобы приобрести уверенность в нашей собственной праведности. Он показывает, как наша потребность отрицать нашу наготу, облачаясь в славу, не позволяет нам признать, что король - голый.

После такого мрачного диагноза состояния человека неудивительно, что Беккер предлагает только смягчающий рецепт. Не ожидайте чудесного исцеления, никакого будущего апофеоза человека, никакого просветленного будущего, никакого триумфа разума.

Беккер делает наброски двух возможных стилей недеструктивного героизма.

Самое лучшее, на что мы можем надеяться для общества в целом, это то, что масса бессознательных людей может разработать моральный эквивалент войны. Наука о человеке показала нам, что общество всегда будет состоять из пассивных субъектов, могущественных лидеров и врагов, на которых мы проецируем нашу вину и ненависть к себе. Это знание может позволить нам разработать «объект ненависти», который не является человеком, как козлом отпущения, а чем-то безличным, таким как бедность, болезнь, угнетение или стихийные бедствия. Сделав нашу неизбежную ненависть разумной и направленной, мы сможем превратить нашу разрушительную энергию в творческую.

Для особых людей существует еще и древний философский путь мудрости. Беккер, как и Сократ, советует нам практиковать умирание. Культивирование осознания нашей смерти приводит к исчезновению иллюзий, отказу от избыточных защитных реакций психики, и к осознанному выбору предстояния перед лицом страха. Экзистенциальный герой, который следует этому способу самоанализа, отличается от обычного человека тем, что он знает о своей одержимости. Вместо того, чтобы скрываться в иллюзиях разума, он видит свою слабость и уязвимость.

Утративший иллюзии герой, отвергает стандартизированный героизм массовой культуры в пользу космического героизма, в котором есть настоящая радость в отбрасывании цепей некритической, обреченной на провал зависимости и открытия новых возможностей выбора и действия в новых формах сотрудничества и выносливости. Живя с добровольным сознанием смерти, героический человек может отчаиваться или совершать «прыжок веры» Кьеркегора и доверять «священной витальности космоса» неизвестного бога жизни, таинственная цель которого выражается в ошеломляющей драме космической эволюции.
Есть признаки (например, принятие работы Декера) согласно которым некоторые люди уже пробуждаются после темной ночи племенного сознания и национализма и развивают то, что Тиллих назвал транскультурной наукой, универсальной, а не этнической этикой. Наша задача на будущее заключается в изучении того, что означает для каждого человека быть членом земного домохозяйства, содружества родственных существ. Нам еще предстоит решить будем ли мы использовать нашу свободу для того чтобы стать ограниченными племенными, параноидальными личностями и упражняться в создании еще более кровавых утопий или же устремимся к созданию общин, сострадающих всем покинутым?

До тех пор, пока люди обладают долей свободы, все надежды на будущее должны быть указаны в сослагательном наклонении - мы могли бы. Ни один эксперт не может предсказать, будем ли мы процветать в будущем или погибнем. Мы сами можем выбрать путь увеличения или уменьшения господства зла. Сценарий завтрашнего дня еще не написан.
В конце концов, Беккер оставляет нас с надеждой, которая удивительно хрупка, и в то же время необыкновенна сильна. «Мы, - говорит он, - в панике скрываемся от осознания страха, который заставляет нас жить в уродстве и неестественном животном барахтании. И это означает, что само зло поддается критическому анализу и, по всей видимости, может быть осмысленно». И если в каком-то отдаленном будущем разум победит нашу привычку к саморазрушительному героизму, и мы сможем уменьшить количество зла, которое мы порождаем, то это будет в некоторой степени и потому что Эрнест Беккер помог нам понять взаимосвязь между отрицанием смерти и господством зла.

Те, кто заинтересован тем, как работа Беккера используется и развивается философами, социологами, психологами и богословами, могут связаться с Фондом Эрнеста Беккера по адресу: 3621, 72nd St., Mercer Island, WA 98040 и получить информационный бюллетень и уведомления о лекциях и конференциях,
Сэм Кин
Tags: the denial of death, Отрицание смерти, Эрнест Беккер, перевод
Subscribe

Posts from This Journal “the denial of death” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments