almadorus (almadorus) wrote,
almadorus
almadorus

Categories:

Эрнест Беккер "Отрицание смерти". Предисловие. Часть 1

Вот мы и добрались собственно до предисловия самого Беккера. А я тем временем настроил для себя программу, позволяющую более комфортно работать над переводом. Называется она OmegaT и  распространяется совершенно бесплатно!
… в настоящее время я решил расстаться с писательством -
в мире и так уже произведено столько истины -
что ее по всей видимости невозможно потребить!
Отто Ранк
Как сказал доктор Джонсон, перспектива смерти прекрасно концентрирует наши мысли.

Главный тезис этой книги в том, что такая перспектива способна на большее: идея смерти, страх перед ней, преследует человеческое животное как ничто другое; это основа человеческой активности - активно направленой во многом на то, чтобы избежать фатальности смерти, преодолеть ее отрицая, в определенном роде, тот факт, что смерть финальное предназначение человека.
Известный антрополог Артур Морис Хокарт однажды высказал предположение, что первобытные люди не испытывали страха смерти; тщательный анализ антропологических сведений показывает, что чаще всего смерть сопровождалась ликованием и народными гуляниями, что смерть была скорее причиной для празднования, а не страха - так же как традиционные ирландские поминки.

Хокарт хотел развеять представленим о том, что по сравнению с современным человеком, первобытные люди были инфантильны и напуганы реальностью; и следует отметить антропологи на данный в основном справились с реабилитацией представлений о первобытных людях.

Но данный аргумент оставляет нетронутым тот факт, что страх смерти действительно является универсальным состоянием человека. Безусловно первобытные люди часто праздновали смерть - как Хокарт и другие исследователи и показывают, однако делали они это потому, что верили, что смерть является конечным продвижением, финальным ритуалом к высшей форме жизни, обладанию вечностью в той или иной форме.  Большинство западных людей сейчас уже не верят в этом, что делает смерть столь заметной частью нашей психической структуры.
На этих страницах я пытаюсь показать, что страх смерти является тем универсальным, что объединяет данные из различных дисциплин, и делает необыкновенно четкими и понятными человеческие действия, погребенные под горой фактов и скрытые бесконечными возвратно-поступательными аргументами об "истинных" мотивах поведения человека.

Человеческие знания  в наше время поникли под грузом, представить который было невозможно: под сверхпроизводством истины, которую невозможно потребить. Веками человек жил веря в том, что истина была скрытой и неуловимой и что ее обретение разрешило бы все проблемы человечества.  И вот мы в последнем десятилетии XX века задыхаемся от истины. Столько гениальных произведений, столько открытий, такое огромное расширение и разработка этих открытий, пока разум молчит взирая на вековое безудержное вращение этого мира.

Помню я читал, как на знаменитой всемирной выставке в Сент-Луисе, лектор престижного научного собрания не мог говорить, поскольку ему мешал звук новых видов оружия, демонстрируемых недалеко от этого места.  Он сказал что-то снисходительное и толерантное о бессмысленных и разрушительных играх и о том, что будущее принадлежит науке, а не милитаризму.

Первая Мировая война показала приоритеты на этой планете и то какая сторона играет в игры, а какая нет. В этом году порядок приоритетов был снова продемонстрирован бюджетом на вооружение в размере 204 миллиардов долларов, в то время как условия человеческого существования на планете сейчас хуже, чем когда либо.

Зачем же, может спросить читатель, выпускать еще один увесистый фолиант в добавление к бессмысленному перепроизводству? Скажем так - есть личные причины: привычка, упорство, упрямый оптимизм. И есть еще Эрос, стремление к унификации опыта, к обретению формы и большей осмысленности.

Одна из причин, как я считаю, того, что знания находятся в состоянии перепроизводста, в том, что они разрознены и звучат как тысяча соревнующихся голосов. Малозначительные фрагменты этих знаний приобретают чрезмерное значение, в то время главные, мирового масштаба озарения скрыты и умоляют о внимании. Нет никакого пульсирующего, живительного центра. Норман О. Браун как-то отметил, что большой мир нуждается в усилении Эроса и уменьшении раздоров, также как и мир интеллектуальный. Должна быть открыта гармония, которая объединяет разные мнения и отменяет "стерильную и невежественную полемику".
Tags: the denial of death, Отрицание смерти, Эрнест Беккер, перевод
Subscribe

Posts from This Journal “the denial of death” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments