almadorus (almadorus) wrote,
almadorus
almadorus

Categories:

Эрнест Беккер "Отрицание смерти". Глава I. Часть 1

Глава первая
Введение: Человеческая природа и героизм


В такие времена как наше, существует большое понуждение к тому, чтобы придти к понятиям, помогающим людям понять их дилемму; есть стремление к жизненно важным идеям, стремление к упрощению излишней интеллектуальной сложности. Иногда это делается для большой лжи, снимающей напряжение и и делающей возможной движение вперед, благодаря рационализации, столь нужной людям. Но также это медленно высвобождает истину, помогающую людям взять под контроль то, что происходит с ними, указывающую на то где в самом деле находится проблема.

Одной из таких жизненных истин является та, что давно известна как идея героизма;но в "нормальные" ученые времена мы никогда не предполагали извлечь из нее многое, также как не думали о том, чтобы использовать ее как центральную идею. В то же время народное сознание всегда понимало насколько она важна: так Уильям Джеймс, охвативший почти все, отметил на границе столетия: "общий инстинкт реальности человечества всегда оценивал мир по существу как театр героизма".[1] Не только народное сознание знало об этом, но и философы разных эпох , а в нашей культуре в особенности Эмерсон и Ницше - вот почему мы до сих пор трепещем перед ними: нам нравится когда нам напоминают о том, что наше основное призвание, главная задача на этой планете - героическая.*

Один взгляд на все развитие социальной науки со времен Маркса и психологии со времен Фрейда, заключается в том, что он представляет обширную детализацию и прояснение проблемы человеческого героизма. Эта перспектива задает серьезность тона всей нашей дискуссии: теперь у нас есть научное обоснование для настоящего понимания природы героизма и его места в жизни человека. Если "общий инстинкт реальности человека" верен, то мы достигли заметного подвига раскрытия этой реальности в научном смысле.

Одной из ключевых концепций понимания стремления человека к героизма является идея "нарциссизма". Как напоминает нам Эрих Фромм, эта идея является величайшим и основательнейшим вкладом Фрейда в науку. Фрейд открыл, что каждый из нас повторяет трагедию мифического греческого Нарцисса: мы безнадежно поглощены собой. И если мы хоть о ком-то заботимся, то прежде всего о самих себе. Как сказал когда-то Аристотель: удача, это когда кто-то рядом с тобой поражен стрелой. Двадцать пять столетий истории не изменили основу человеческого нарциссизма; по большей части и для большинства из нас, это все еще вполне рабочее определение удачи. И одним из главных аспектов нарциссизма заключается в том, что мы ощущаем как-будто всех можно пустить в расход, кроме нас самих. Как отметил Эмерсон, мы должны ощущать себя готовыми воссоздать весь мир вне нас самих, даже если бы никто другой и не существовал. Эта мысль пугает нас; мы не знаем как быть без других, но есть и основная возможность: мы можем быть одни в случае необходимости, если сможем доверять самим себе, как того хотел Эмерсон. И даже если мы эмоционально не ощущаем этого, все же большинство из нас всеми силами борется за выживание, независимо от того, сколь многие вокруг уже мертвы. Наш организм готов заполнить весь мир, даже если разум сжимается от этой мысли. Именно нарциссизм заставляет человека бросаться под пули во время войны, каждый в своем сердце не чувствует, что умрет, он лишь испытывает сожаление к тем кто рядом. Фрейд объясняет это тем, что бессознательное не знает ни смерти, ни времени: в своих физио-химических проявлениях, внутри своеобразной органической впадины, человек ощущает себя бессмертным.
Tags: the denial of death, Отрицание смерти, Эрнест Беккер, перевод
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments